Авторы

Новости

Площадки

Организации

Премии

Календарь

Издательства

Туры

Ссылки

Контакты

 

ГУСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И НАСЛЕДИЕ ЯНА ГУСА

Источник:

Во время правления Вацлава IV, сына одного из самых великих правителей в чешской истории - короля и императора Карла IV - Чешские земли постигла экономическая депрессия. В стране распоряжались разбойники, вновь после долгого перерыва начались моровые эпидемии, велись частные войны. Церковь, которая должна была следить за исполнением божьих заповедей, сосредоточилась на завоевании власти и увеличении своего имущества. Священники уже давно занимали определенные функции в управлении королевством, и получали вместо денег церковные приходы. Не только в Чехии, но и везде в Европы все сильнее становилась критика церкви за отход от первоначальных принципов и ценностей.

Критики считали, что изменить ситуацию можно, вернувшись к первоначальным идеалам церкви - распространению закона божьего и выполнению Библейских заповедей. Они требовали, чтобы церковь отреклась от светской власти и многочисленного имущества, что она, естественно, не сделала.

В Праге в Вифлеемской часовне проповедовал преподаватель пражского университета мастер Ян Гус. Для него Библия была самым высоким примером и авторитетом. Он пропагандировал идею бедной церкви. Целью отказа от имущества должно было быть приближение к совершенному божественному миру. Современная развратная жизнь на Земле, по мнению Гуса и его сподвижников, говорила о скором приходе Антихриста. С точкой зрения Гуса не согласились немецкие преподаватели пражского университета, которые жаловались на чешских еретиков самому Папе Римскому.

Вацлав IV, разозленный тем, что заграницей порочат репутацию его королевства, принял ответные меры. В Кутногорском декрете 1409 года он передал руководство университета в руки Гуса и его единомышленников. Также были изменены правила голосования - чешский народ получил три голоса против одному общему голосу всех представителей других народов. Результатом стал глубокий разрыв, приведший к переходу всех немецких преподавателей и студентов в другие университеты империи.

Вначале король поддерживал Гуса, но критика Гуса продажи индульгенций и ухудшающаяся репутация королевства, где, якобы, король покровительствует еретикам, изменили положение дел. Папа Римский объявил Праге интердикт (запрет осуществления церковных обрядов - отпеваний, венчаний, крестин и т.п.), до тех пор, пока в ней будет находиться Ян Гус.

Часть церкви старалась решить эти проблемы, прежде всего, схизмы, при помощи церковных соборов. Но время уже ушло, так как уже во втором десятилетии в Европе было целых три Папы Римских, ссорящихся между собой. На церковный собор в Констанце, который созвал брат чешского короля Зигмунд Люксембургский, приехал и Ян Гус, который защищал чешский путь исправления церкви. Однако он старался зря. Ему не удалось переубедить церковников, он отказался изменить свою точку зрения, и 6 июля 1415 года Ян Гус был в городе Констанц сожжен. Делегатам церковного собора удалось прервать Папскую схизму.

Но результаты собора не изменили ситуацию в Чехии. Наоборот - беспокойство росло, люди доводили свою религиозность до крайности. Многие были убеждены в приближающемся Конце света. Только в пяти избранных чешских городах - Жатец, Пльзень, Клатовы, Лоуны и Сланы и на некоторых «горах» верные христиане могли спастись.

30 июля 1419 года пражане во главе с проповедником Яном Желивским выбросили из окон Новоместской ратуши настроенных против реформ членов магистрата и побили их. Новоместская дефенестрация и стала началом гуситской революции - движения, которое на несколько десятков лет поставило Чехию в центр европейских событий. Оно должно было завершиться отказом католической церкви от разрешения одной веры в областях своего влияния.

Весной 1420 года гуситы основали собственный город - Табор. Они попытались реализовать там мысль о социальной справедливости и равноправном обществе. Зигмунд, чье право на престол не было признано, попытался прийти к власти вооруженным путем. Он организовал несколько крестовых походов, но безуспешно. На сейме в городе Часлав в 1421 году был избран коллективный орган из двадцати человек, который должен был править вместо Зигмунда. В нем заседало восемь мещан, семь низших дворян и пять панов. Программой гуситов стали так называемые Четыре пражские артикулы - свободное проповедование слова божьего, причащения во время мессы для всех, запрет светского правления священников, наказание за смертельные грехи.

Самым крупным гуситским полководцем был Ян Жижка из Троцнова, создатель оборонной тактики, основанной на использовании заграждений из телег. При тогдашнем способе ведения боя рыцарской ездой, повозочное заграждение было практически непреодолимым препятствием.

Еще во время жизни Жижки гуситское движение разделилось на несколько течений - пражане, сироты (которые стали так себя называть после смерти Жижки) и табориты. Главной фигурой таборитов стал священник Прокоп Голый, называемый также Великим. Под его руководством гуситские войска выиграли битвы с крестоносцами под Усти-на-Лабе в 1426 году и под Таховом в 1427 году. В 1431 году под Домажлицами битва не состоялась, так как большинство войска крестоносцев убежало перед началом боя в то мгновение, когда гуситское войско запело в один голос хорал «Божьи воины».

Тогда как в течение первого периода революции гуситы сосредоточились на обороне от внешних нападений, во второй период они сами начали нападать. Они не только отправились в другие земли Чешской Короны (то есть, кроме Чехии, Моравию, Силезию, Верхние и Нижние Лужицы), но и в Словакию, в немецкие области империи, и, находясь на службе у польского короля, дошли до самого Балтийского моря.

Тогда католическая церковь предпочла использовать вместо грубой силы дипломатию. Поэтому на соборе в Базеле (1431 - 1449) она начала переговоры с гуситами. Радикальное крыло гуситов настаивало на том, чтобы было признано обязательное причащение для всех жителей королевства не взирая на расходы, усталость и изможденность после долгих войн. В попытках ослабить католиков, гуситы окружили Пльзень, но город устоял.

Однако радикальное крыло гуситов было разбито коалицией умеренных гуситов и чешских католиков в битве под Липанами в 1434 году. Причиной поражения было не количественное преимущество войск коалиции, но их военная хитрость – они изобразили бегство с поля боя, что заставило радикалов покинуть свои укрепления. Последовавшее нападение и ликвидация укрепления означало их поражение.

В 1436 году в Йиглаве было объявлено о соглашении с Базельским собором –так называемых компактатах.Чешскому королевству и моравскому престолу было позволено причащаться из чаши и, в сокращенной форме, и другие три пражских артикула. Впервые в истории католическая церковь смирилась с двумя религиями, существующими на территории своего господства. Гуситское движение стало предвестников европейской реформации и стало шагом к свободе религии. Оно также принесло славу чешскому военному искусству, и чешские военные стали желанными гостями во многих европейских войсках.

Тележные укрепления, организованные на подходящем месте, были непреодолимы существовавшими тогда военными средствами. Ущерб им могло нанести только перемещение, если соответствующие службы не успевали их вовремя составить в нужном порядке и укрепить. Значение таких укреплений снизилось только с развитием военного искусства.

Гуситское движение также стало причиной больших имущественных перемен. Из городов исчез самый богатый класс – немецкие мещане. Церковное имущество поделили между собой дворяне и города, вне зависимости от того, какую веру – гуситскую или католическую – они исповедовали. Уменьшилось и политическое влияние католической церкви. Она потеряла своих представителей в чешском земском сейме. Королем, после многих лет ожидания, стал Зигмунд, который должен был подтвердить свое положение для того, чтобы принять власть.

В 1452 году земским управляющим был избран Йиржи из Подебрад, член чешского дворянского рода и умеренный гусит, который воевал под Липанами на стороне победителей. После смерти короля Ладислава Погробка, он был в 1458 году избран чешским королем. Он часто сталкивался с ярлыком господина «гуситских еретиков», так как правил в королевстве, где было закреплено равноправие гуситской и католической веры. Папа Римский Пий II использовал тот факт, что компактаты были утверждены только церковным собором, а не Папой Римским, и объявил их недействительными.

Йиржи из Подебрад препятствовал угрозе международной изоляции и последующего восстановления единой католической церкви дипломатическими действиями. Он предложил создать мировой союз европейских правителей с собственным законодательством и судебными органами, похожий, например, на современную ООН. В 1464 – 1466 годы посольство чешского короля путешествовало по дворам европейских королей, но, к сожалению, безуспешно.

Кроме всего прочего, Йиржи из Подебрад должен был разрешить ухудшающуюся ситуацию внутри страны, так как чешские католики объединились в Зеленогорское единство и восстали против него. Снаружи государству угрожал венгерский король Матиаш Корвин, мечтавший получить чешскую корону. В такой ситуации к концу своей жизни Йиржи из Подебрад подписал соглашение о престолонаследии с польским королевским родом Ягеллонов, которые оставались на чешском троне до начала 16 столетия.